Главная - Персоны - Евгений Громаковский

Гайд по шахматам от Евгения Громаковского — как научиться играть за пять минут?

Шахматы — одна из древнейших логических игр, одинаковых партий которой просто не может быть. Многих пугают сложность правил игры и высокий уровень вхождения даже на любительский уровень. Мы спросили Евгения Громаковского, тренера оренбургского шахматного клуба «Ладья», реально ли быстро научиться играть в шахматы и как это сделать.

В чем суть игры?

Для начала Евгений предлагает ознакомиться с базовыми правилами и понятиями. Доска — поле для игры с 64 квадратами контрастных цветов, чаще всего черного и белого. Перед игрой поле должно располагаться так, чтобы белая клетка была в правом нижнем углу. У каждого игрока набор фигур — восемь пешек, два коня, два слона, две ладьи и король с королевой (ферзем). Расстановка перед началом игры в классических шахматах — это константа. Пешки располагаются на первом ряду и закрывают собой более сильные фигуры. На втором ряду по краям стоят ладьи, потом кони и слоны. Центр занимают шахматные монархи. Запомнить, куда ставить ферзя — легко. Королева любит свой цвет, то есть, если вы играете белыми, ваш ферзь будет стоять на белой клетке рядом с королем.

Стандартная расстановка фигур. Фото: Chess.com

Цель каждого игрока — поставить мат, то есть безвыходное положение королю противника с помощью своей армии фигур. Когда одна фигура сбивает другую, она становится на место сбитой. Начинают игру белые.

Пешки — ваши рядовые. Именно они первыми попадут под раздачу, защищая короля. Пешка — самая слабая фигура в шахматах. Ходит она только прямо на одну клетку (первый ход пешки может быть и на две, но потом только на одну), сбивает фигуру только по диагонали. Зато у пешек есть возможность повысить свое «звание» — если вы доведете пешку до конца доски, она может стать конем, слоном или ферзем. 

Кони «скачут» только буквой Г на три клетки. Это маневренная фигура, которая умеет перескакивать через любые фигуры, чего не умеет даже ферзь.

Слоны двигаются по диагонали на любое количество клеток. Слон — дальнобойная тяжелая фигура, как и ладья, то есть их стараются беречь. Это ваша тяжелая артиллерия. Ладьи можно переставлять прямо по вертикали или горизонтали. 

Ферзь — самая мощная фигура в шахматах. По своей силе она равна девяти пешкам, и обладает возможностями слона и ладьи одновременно, то есть королева ходит на любое количество клеток и в любую сторону. Ферзь силен и в защите, и нападении, поэтому Евгений очень советует им не разбрасываться. 

Король тоже ходит в любом направлении, но только на одну клетку. Если король оказался под боем (то есть вам объявили шах), он должен уйти из-под боя. Два короля не могут стоять на соседних клетках. Уникальная способность короля — рокировка. Это интересный прием для защиты главной фигуры. Король двигается вправо или влево через клетку, а ладья становится рядом, перепрыгивая через своего генерала. Однако рокировку нельзя сделать, если король или ладья уже сделали ход. Если король находится под шахом, рокировка невозможна.

Направления фигур. Скриншот с сайта: sport-snaryazhenie.ru

От шаха можно спастись тремя способами — уничтожить нападающую вражескую фигуру, перекрыть линию атаки другой фигурой или отойти. При двойном шахе, то есть когда на вашего короля нацелились сразу две фигуры, можно спасти короля только бегством. Мат — это шах, от которого уже нельзя уйти. Это конец игры и поражение. 

Ничья может быть в случае, если ни один игрок не может поставить мат из-за недостатка фигур, по обоюдному согласию соперников или на доске пат (у игрока нет возможных ходов, при этом шаха нет).

Из чего состоит игра?

Шахматная теория выделяет три этапа партии.

Дебют — первые 10-15 ходов, начало партии. Это очень важная стратегическая часть. Задача игрока — мобилизовать свои силы, вывести фигуры, занять важные тактические точки, при этом максимально не отдавая свои фигуры.

Миттельшпиль — середина игры, основной бой. Это период активных атак, контратак и битв за центр доски. Здесь довольно легко добиться выигрыша, однако, если игроки смогли уравновесить свои силы, партия переходит в заключительный этап. 

Эндшпиль — конечная стадия. Здесь остается мало фигур на доске, и противникам приходится больше уделять внимания пешкам и королю. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо ничьей.

Эндшпиль. Мат. Победа черных. Фото Pixabay.com

Как все это выучить?

Евгений Громаковский уверяет, что выучить положение фигур, их ходы можно и за пять минут. А вот чтобы понять стратегию, нужно чуть больше времени и, конечно, практики. Вот четыре правила, которые должен знать наизусть каждый начинающий шахматист:

Защищайте короля
Мат можно получить в любой момент партии, поэтому не бросайте на передовую своего короля без защиты. В случае угрозы нападения не откладывайте рокировку. 

Занимайте центр
Если ваши фигуры будут в центре, появится больше пространства для маневров или контроля всей доски, а сопернику сложнее будет провести атаку.

Используйте все фигуры
Основная ошибка новичков — игра только пешками. Все сильные фигуры стоят в этот момент неподвижно, из-за этого мало возможностей сбить чужие и занять выгодные позиции.

Играйте как можно чаще
Практика, практика и еще раз практика — говорит тренер. Чем больше партий вы сыграете, тем быстрее вы научитесь играть. 

Евгений Громаковский уверен: поражения в начале учебы — это нормально, вы получаете опыт и становитесь сильнее, как игрок. Так что играйте, тренируйтесь и ставьте маты с каждой партией все легче и легче!